Информация для размещения в СМИ и на сайте
Согласовано: Главный врач
Нижнетагильского
Филиала ФБУЗ
Е.Н. Ромашина
Отдел экспертиз защиты прав потребителей (Консультационный пункт)
06.09.2024
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» участились обращения потребителей с вопросами оказания платных образовательных услуг. В некоторых случаях потребители жаловались на взимание дополнительной оплаты за неоказанные услуги, в других случаях на невозможность расторгнуть договор и как следствие невозврат денежных средств и в одному случае отсутствие лицензии у образовательного учреждения.
При оказании платных образовательных услуг необходимо руководствоваться основными нормативно правовыми актами: Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Законом РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральным законом № 99 от «О лицензировании отдельных видов деятельности», Гражданским кодексом РФ, постановлением Правительства РФ № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».
На основании п. 16 Правил №1441 и ст.ст. 29, 91 Закона об образовании, образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.
В одном из обращений в консультационный пункт потребитель решил расторгнуть договор с образовательной организацией и обратил внимание на то, что в договоре отсутствует информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности. При изучении сайта (указанного в договоре) лицензия на право оказывать образовательные услуги отсутствовала, при этом имелась отметка в виде прикрепленного документа о внесении изменений в реестр лицензий, в которой указаны сведения о дате, номере и лицензируемом органе. Следует отметить, что согласно выписке из реестра лицензий Министерства образования и молодежной политики Свердловской области статус лицензии на момент обращения потребителя - «не действует».
Потребитель мог об этом узнать до заключения договора, если бы более внимательно изучил сайт образовательной организации и прочитал договор подписывая его.
Договор на оказание образовательных услуг заключается в письменной форме и содержит следующие сведения:
- полное наименование или фирменное наименование (исполнитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель);
- место нахождения или место жительства исполнителя;
- наименование или фамилия, имя, отчество заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
- место нахождения или место жительства заказчика (законного представителя обучающегося);
- фамилия, имя, отчество представителя исполнителя (заказчика), реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);
- права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
- полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты;
- сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
- форма обучения;
- сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);
- вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
- порядок изменения и расторжения договора.
Формы договоров о высшем образовании утверждаются Министерством науки и высшего образования РФ. Примерные формы договоров о дополнительном профессиональном образовании утверждаются Министерством науки и высшего образования РФ по согласованию с Министерством просвещения РФ.
Также среди обратившихся потребителей в консультационный пункт, были случаи, когда потребителям рекомендовали оплатить (иногда повторно) услуги обучения, которые потребители не получали, вот одно из обращений. Потребитель заключил договор с образовательной организацией и оплатил стоимость обучения за год, в течение этого же года потребитель расторг договор (с частичным возвратом денежных средств), по прошествии времени восстановился в образовательном учреждении и заключил новый договор. По окончанию учебного года, потребителю выставили долг за полный год обучения. При этом, потребителю были оказаны услуги только в период действия договоров, в то время как долг образовался за весь год обучения, в том числе за период отсутствия договорных отношений, когда услуги не оказывались. В такой ситуации действия образовательной организации неправомерны, потребитель не должен оплачивать услуги, которые ему не оказывались, также как и повторно оплачивать уже оказанные услуги.
Не многие потребители знают, что образовательная услуга, это в первую очередь учебный процесс, т.е. период времени в течение которого мы учимся (нас обучают) навыкам и приобретению опыта, а полученные знания как правило подтверждаются сдачей экзамена. В нескольких случаях потребители приобрели онлайн-курсы (уроки), после оплаты потребителям предоставлялся доступ к готовым видео, которые были в общем доступе в сети «Интернет». При сложившихся обстоятельствах потребители попытались расторгнуть договор и вернуть денежные средства, в чем им было отказано, по причине оказания услуги в полном объеме, а именно доступа к видеороликам, с чем потребители были не согласны, поскольку ничего нового не узнали и ничему не научились. Безусловно, этого можно было избежать, если внимательно прочитать договор.
Образовательные услуги не могут быть оказаны путем предоставления ссылки на онлайн-уроки, так как подразумевают процесс обучения, в том числе, итоговую аттестацию.
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Адрес и график работы консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95/1 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/ https://кц66.рф https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley
Юрисконсульт отдела экспертиз
в сфере защиты прав потребителей
филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в СО»
Разночинцева Регина
Дмитриевна