В рамках ответов на вопросы «горячей линии» наиболее часто задаваемыми вопросами являются следующие: как выбрать ранец и школьную форму, как правильно составить режим дня, что нужно знать родителям первоклассника, какие существуют требования к организации рабочего места ученика в классе.
Управление Роспотребнадзора по Московской области отвечает.
Школьный ранец.
Очень важно (особенно в младших классах) правильно подобрать школьный ранец. Основными критериями являются широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Ученические портфели и ранцы должны иметь детали и/или фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.
Вес ранца не должен превышать для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.
Школьная форма.
Одежду необходимо выбирать только из качественных материалов.
В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза, все изделия и одежда по структуре делятся на 3 слоя. В регламенте указано, что, поскольку блузки, брюки и другие части комплекта школьной формы имеют ограниченный контакт с кожей пользователя, данные изделия относятся к одежде 2-го слоя. Ткань блуз и сорочек должна содержать 30-35% синтетического волокна (возможен полиэстер), в костюмном комплекте допускается содержание синтетического волокна до 55%. Если ткань будет полностью натуральной, она очень быстро износится, часто будет мяться. Если изделие будет полностью из синтетических волокон, тело ребенка не будет дышать. В этом случае вероятно возникновение аллергических реакций.
Оптимальный состав тканей для школьной формы не закреплён в нормативных документах, но есть определённые критерии для потребителей: верхний слой одежды (изделие) должен содержать не менее 35% натурального волокна или вискозы; подкладка (как 2-й слой) должна быть сделанной из 100% натурального волокна или вискозы (искусственные волокна); блузы и рубашки должны содержать не менее 65% натурального волокна или вискозы. Чтобы проверить устойчивость краски, необходимо намочить, а затем потереть маленький участок ткани – качественная ткань не оставит следы краски на пальцах.
Режим дня школьника.
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает ребенку привыкать к новой жизни и учит рационально сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают питание, двигательная активность, а также количество и качество сна. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет в 7-10 лет – 10-11 часов; в 11-14 лет -9-10 часов; в 15-17 лет – 9-8 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2-х часов. Школьникам также необходимо увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при напряжённой умственной деятельности. Для лучшего засыпания следует соблюсти следующие условия: ложиться спать в одно и то же время, ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.), сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Одним из важнейших факторов сохранения здоровья учащихся является организация правильного питания. Школьник должен получать питание 4 раза в день через определенные промежутки времени. Рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Особое внимание также следует уделить двигательной активности ребенка. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Рабочее место в классе.
Дети растут довольно быстро и, уже через несколько лет, вчерашний кроха становится школьником. Обучение в школе – это не только увлекательный мир знаний, но и риск для здоровья при неправильно организованном учебном процессе. Для предотвращения нарушения осанки, ухудшения зрения, развития мышечного перенапряжения и утомления, сохранения высокой работоспособности и здоровья учащегося большое внимание необходимо уделять подбору и расположению школьного оборудования в классе и подбору мебели дома. К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи), классные доски, верстаки и станки учебных мастерских, оборудование спортивных залов, учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности. При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях и предотвращая развитие школьных форм патологии, оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных материалов и др.), школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть привлекательным по окраске.
Соблюдение данных рекомендаций способствует не только сохранению и укреплению здоровья ребенка, но и положительным результатам его успеваемости в школе.