Тема: «Обувной вопрос».
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с вопросом: «Может ли магазин, осуществляющий продажу обуви, отказать покупателю в обмене (возврате) качественного товара, который не подошел по размеру, если нанесенный на коробку или изделие код маркировки поврежден?»
По данному вопросу, специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей поясняют следующее.
В соответствии со ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1), потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Аналогичные нормы содержатся в ст. 502 Гражданского кодекса РФ.
На основании п. 2 Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860 (далее - Правила маркировки), перемаркировка обувных товаров - повторное нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с настоящими Правилами в связи с утратой или повреждением ранее нанесенных средств идентификации.
Согласно п. 5 Правил маркировки, в случае утраты или повреждения средств идентификации обувных товаров участник оборота обувных товаров обеспечивает маркировку ранее маркированных обувных товаров (перемаркировку), поставляемых (реализуемых) в рамках сделок купли-продажи, в том числе предлагаемых к реализации (продаже) после их возврата потребителем.
Таким образом, действующее законодательство не предполагает возможности для продавца отказать потребителю в обмене (возврате) качественной обуви при повреждении или отсутствии кода маркировки товара. Обувь должна быть принята продавцом, а затем для возвращения в оборот перемаркирована, то есть на нее должны быть в установленном порядке нанесены средства идентификации.
При возникновении вопросов, специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей предоставят гражданам бесплатные юридические консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).
Адреса консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, каб. 1, 2 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Нижний Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 216 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.