«Долг платежом красен»
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратились потребители, которым отказывают в заключение договора. Суть обращения потребителей сводились к тому, что после покупки квартиры потребители обнаружили, что квартира находиться в списке долгов за услуги домофонной связи. При обращении в организацию, которая обслуживает домофон в доме, с целью заключения договора новыми собственниками на обслуживание домофонной связи (домофон), потребителям было отказано, ввиду наличия долгов предыдущего собственника квартиры, о чем потребители не знали и с чем были не согласны, поскольку покупая квартиру, предыдущий хозяин заверил, что долгов нет, что также было указано в договоре купли-продажи квартиры. Правомерен ли такой отказ в заключении договора?
По данному вопросу, специалисты консультационного пункта поясняют следующее.
По общему правилу, новый собственник квартиры не отвечает по долгам предыдущего, поскольку обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на каждом собственнике отдельно.
В настоящее время жилищное законодательство допускает самостоятельное определение собственниками состава общего имущества, поэтому в некоторых случаях услуги по домофонной связи могут оказаться за пределами обязанностей управляющей организации (например, при заключении договора управления домом прямо предусматривают, что домофон не входит в состав общего имущества). Поэтому, первоначально необходимо знать к чему относится услуга домофонной связи. Если обслуживание домофонной связи осуществляет управляющая организация, в таком случае данный факт будет зафиксирован договором управления многоквартирным домом. На основании письма Минстроя России № 10686-АТ/04 от 11.04.2016 домофон, как оборудование, находящееся в многоквартирном доме и обслуживающее более одного помещения, отвечающий признакам общего имущества в многоквартирном доме, принадлежит на праве собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Таким образом, когда домофон включен в общее имущество дома и это предусмотрено договором управления многоквартирным домом, то оплата данного вида услуг устанавливается в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.
В том случае, если управляющая организация не осуществляет оказание услуг домофонной связи, отношения возникшие между жильцами дома и компанией, оказывающей такие услуги, вытекают из договора бытового подряда, которые регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и постановлением Правительства РФ № 1514 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения». В указанном случае договор заключается между организацией, осуществляющей соответствующий вид деятельности, и каждым собственником помещения в отдельности в многоквартирном доме.
Следует отметить, что и в том и в другом случаях на основании ст. 210 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в заключении договора новым жильцам не правомерен, у потребителей нет обязанности оплачивать долги предыдущего собственника квартиры, а в случае отказа в заключении договора потребители имеют право обратиться в суд для понуждения к заключению договора.
Адрес и график работы консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Н. Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 216 (режим работы: понедельник и четверг с 09 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95/1 (режим работы: вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: пятница с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/ https://кц66.рф https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley
Юрисконсульт отдела экспертиз
в сфере защиты прав потребителей
филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в СО»
Разночинцева Регина
Дмитриевна