ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В современном обществе данная проблема актуальна и обусловлена тем, что эмоциональная сфера младших школьников как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что дети ощущают, воображают, мыслят, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов их внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются.
Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей данного возраста. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний.
Формирование эмоциональной сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Младшие школьники еще не могут сдерживать проявление своих чувств, обычно лица и позы детей очень ярко выражают их эмоциональные переживания. Такое непосредственное обнаружение своих чувств объясняется недостаточным развитием у детей этого возраста тормозных процессов в коре головного мозга. Кора больших полушарий мозга еще недостаточно регулирует деятельность подкорки, с которой связаны простейшие чувства и их внешние проявления - смех, слезы и т. п. Этим также объясняется и возникновение у детей аффективных состояний, т. е. их склонность к кратковременным бурным вспышкам радости, печали. Правда, такие эмоциональные состояния у младших школьников не являются стойкими и часто переходят в противоположные. Дети так же легко успокаиваются, как и возбуждаются.
Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную
эмоциональную возбудимость и непоседливость. Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности - игры, учения, труда. Расширение эмоционального опыта ребенка, его глубина и модальность в значительной степени определяют направленность развивающейся личности. Эмоциональную жизнь младшего школьника формируют взаимоотношения с учителем, процесс учения, отношения в семье с родителями, коллектив класса - отношения с одноклассниками и положение в коллективе.
Для проведения эмпирического исследования были подобраны методики на выявление эмоциональной сферы младших школьников, такие как методика «Эмоциональная возбудимость-уравновешенность», «Измерение уровня тревожности».
Получив результаты исследования эмоциональной сферы младших школьников, был, проведен качественный анализ результатов исследования по методике эмоциональной возбудимости - уравновешенности, который показал, что повышенный уровень свойственен 10 учащимся (45%), высокий уровень эмоциональной возбудимости - уравновешенности имеют 4 учащихся (18 %), средний уровень эмоциональной возбудимости - уравновешенности свойственен 7 учащимся (32%). Низкий уровень эмоциональной возбудимости - уравновешенности свойственен 1 учащемуся (5%). По методике уровня изменения тревожности у детей анализ результатов является следующий, что очень высокий уровень тревожности выявлен у 2 учащихся (9%), на высоком уровне - 3 учащихся (14%), на среднем уровне - 13 детей (59%), на низком уровне тревожности 4 школьника (18%). Исходя из полученных результатов диагностик, были составлены рекомендации по развитию положительных эмоций у детей младшего школьного возраста. В образовательной организации основная задача, которая стоит перед учителем начальных классов на современном этапе, развитие эмоциональной сферы младших школьников, владение языком искусства, расширение эмоционального опыта учащихся. Поэтому интерес, радость учебного процесса представляют собой главный путь педагога к пониманию внутреннего мира школьника. Положительные эмоции развиваются не только в учебном процессе, но и в семье закладываются основы эмоциональной сферы человека, и именно детско-родительские отношения во многом определяют развитие всех ее компонентов.
Таким образом, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Дети младшего школьного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти.
Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Но младшие школьники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Заниматься с ребенком эмоциональным развитием необходимо с раннего детства. Внимательное отношение к малышу, забота, уважение и любовь помогут формированию у ребенка эмоционального комфорта, что станет залогом успеха в будущем!
Биолог гигиенического обучения
НТФ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в СО»
Е.Н. Капитонова